Предположим, нам требуется зарезервировать сервис телефонии. Он выбран потому, что в нем есть достаточно широкий круг резервируемых данных и взаимосвязей. Рассмотрим какие действия нужно сделать заранее, чтобы архивирование сервиса действительно что-то гарантировало.
Итак, наш виртуальный сервис телефонии представляет собой следующее: выделенный сервер на Linux, на котором установлена телефонная станция, имеющая связи с внешним миром, а именно: SIP-провайдером, web-интерфейс для ее настройки и управления и базу данных для хранения настроек. К телефонной станции подключается несколько десятков пользователей с SIP-телефонами. Также телефонная книга станции объединена с CRM-системой и станция при звонке забирает оттуда данные. Также станция осуществляет сервис «Звонок с сайта» на нашем сайте.
Подготовка к резервированию выполняется в несколько шагов.
Анализ сервиса. На данном шаге устанавливаются все внутренние и внешние взаимосвязи с другими сервисами и их компонентами. Оценивается критичность работы каждого компонента и каждой связи для нормального функционирования сервиса. Это требуется для того, что иногда сервис может быть использован с частичной потерей функциональности. Например, если пропадет связь с CRM.Мы не будем знать, какой клиент нам звонит, но при этом сам сервис будет работоспособен и мы сможем поддерживать связь с клиентами. Результатом анализа должна стать древовидная структура взаимосвязей сервиса с отражением критичности каждой связи и каждого компонента.
Анализ рисков. Когда мы знаем иерархию сервисов и компонентов, которые обеспечивают работоспособность нашего сервиса, мы можем предположить, какие риски им угрожают. Естественно, рассматриваются только риски, против которых имеет смысл применять систему резервирования. То есть, в основном, это намеренная или случайная порча данных, нарушение работы систем или отказ оборудования. В результате мы получим список рисков, которым подвергаются компоненты системы. Опираясь на это, можем определить тип и интервалы резервирования компонента.
Анализ данных. На основе выстроенной иерархии сервиса и компонентов получаем список компонентов, ранжированный по важности. Потом выясняем от каких данных зависит работоспособность соответствующего компонента, где и в каком виде эти данные хранятся. Основных типа данных у нас два – файлы и базы. Все остальные типы тем или иным образом могут быть приведены к этим двум. Также оцениваем размер, занимаемый данными и интервалы резервирования данных, при которых сохраняется необходимая для нормального функционирования сервиса актуальность. Здесь же анализируется прирост количества занимаемых данных для каждого компонента. На выходе получается: список компонентов, ранжированный по важности, с указанием места, объема и периода резервирования для каждого из компонентов; оценка места, требуемого под хранение резервных копий всех данных, а также примерного прироста потребления этого места с течением времени.
Выбор программного и аппаратного обеспечения. Зная, что и в каком количестве бэкапить, мы подбираем соответствующее аппаратное обеспечение, виртуальные и локальные площадки для размещения резервных копий, программное обеспечение с учетом дополнительных рисков, которые налагает сама система резервирования. Например, контроллер и хранилища должны быть запитаны от отдельного источника бесперебойного питания, чтобы не зависеть от работы клиентских систем. Эти риски тоже должны быть отмечены в ранее подготовленных документах и учтены при развертывании системы резервного копирования, потому что нарушение ее работы может иметь для компании самые тяжелые последствия.
План резервирования. Теперь, когда мы знаем все необходимые данные, можно выбрать хранилища, на которые будем резервировать, количество и тип резервных копий, порядок резервирования. На этом этапе получаем два документа: список резервных хранилищ с указанием типа, размещения и количества места под бэкапы и подробный план резервного копирования, в котором указаны количество и тип резервных копий для каждого компонента, места размещения, разбиение по времени интервалов резервного копирования.
Подготовка документации. На этом этапе готовятся необходимые регламенты по обслуживанию системы резервного копирования, схема системы с указанием всех площадок и компонентов, регламенты резервирования и восстановления как отдельного компонента, так и сервиса целиком. Все эти документы вместе с подготовленными ранее предоставляются клиенту для согласования.
На этом подготовительный этап заканчивается. Его результатом становится комплект документации, который исчерпывающе описывает устройство и порядок работы системы резервного копирования, по которому можно оценить затраты на его внедрение и сопровождение, а также полноту покрытия рисков и обеспечения качества работы сервиса.