Блог bitmanager

Резервное копирование 1: подготовка

Предположим, нам требуется зарезервировать сервис телефонии. Он выбран потому, что в нем есть достаточно широкий круг резервируемых данных и взаимосвязей. Рассмотрим какие действия нужно сделать заранее, чтобы архивирование сервиса действительно что-то гарантировало.

Итак, наш виртуальный сервис телефонии представляет собой следующее: выделенный сервер на Linux, на котором установлена телефонная станция, имеющая связи с внешним миром, а именно: SIP-провайдером, web-интерфейс для ее настройки и управления и базу данных для хранения настроек. К телефонной станции подключается несколько десятков пользователей с SIP-телефонами. Также телефонная книга станции объединена с CRM-системой и станция при звонке забирает оттуда данные. Также станция осуществляет сервис «Звонок с сайта» на нашем сайте.

Подготовка к резервированию выполняется в несколько шагов.
  • Анализ сервиса. На данном шаге устанавливаются все внутренние и внешние взаимосвязи с другими сервисами и их компонентами. Оценивается критичность работы каждого компонента и каждой связи для нормального функционирования сервиса. Это требуется для того, что иногда сервис может быть использован с частичной потерей функциональности. Например, если пропадет связь с CRM.Мы не будем знать, какой клиент нам звонит, но при этом сам сервис будет работоспособен и мы сможем поддерживать связь с клиентами. Результатом анализа должна стать древовидная структура взаимосвязей сервиса с отражением критичности каждой связи и каждого компонента.
  • Анализ рисков. Когда мы знаем иерархию сервисов и компонентов, которые обеспечивают работоспособность нашего сервиса, мы можем предположить, какие риски им угрожают. Естественно, рассматриваются только риски, против которых имеет смысл применять систему резервирования. То есть, в основном, это намеренная или случайная порча данных, нарушение работы систем или отказ оборудования. В результате мы получим список рисков, которым подвергаются компоненты системы. Опираясь на это, можем определить тип и интервалы резервирования компонента.
  • Анализ данных. На основе выстроенной иерархии сервиса и компонентов получаем список компонентов, ранжированный по важности. Потом выясняем от каких данных зависит работоспособность соответствующего компонента, где и в каком виде эти данные хранятся. Основных типа данных у нас два – файлы и базы. Все остальные типы тем или иным образом могут быть приведены к этим двум. Также оцениваем размер, занимаемый данными и интервалы резервирования данных, при которых сохраняется необходимая для нормального функционирования сервиса актуальность. Здесь же анализируется прирост количества занимаемых данных для каждого компонента. На выходе получается: список компонентов, ранжированный по важности, с указанием места, объема и периода резервирования для каждого из компонентов; оценка места, требуемого под хранение резервных копий всех данных, а также примерного прироста потребления этого места с течением времени.
  • Выбор программного и аппаратного обеспечения. Зная, что и в каком количестве бэкапить, мы подбираем соответствующее аппаратное обеспечение, виртуальные и локальные площадки для размещения резервных копий, программное обеспечение с учетом дополнительных рисков, которые налагает сама система резервирования. Например, контроллер и хранилища должны быть запитаны от отдельного источника бесперебойного питания, чтобы не зависеть от работы клиентских систем. Эти риски тоже должны быть отмечены в ранее подготовленных документах и учтены при развертывании системы резервного копирования, потому что нарушение ее работы может иметь для компании самые тяжелые последствия.
  • План резервирования. Теперь, когда мы знаем все необходимые данные, можно выбрать хранилища, на которые будем резервировать, количество и тип резервных копий, порядок резервирования. На этом этапе получаем два документа: список резервных хранилищ с указанием типа, размещения и количества места под бэкапы и подробный план резервного копирования, в котором указаны количество и тип резервных копий для каждого компонента, места размещения, разбиение по времени интервалов резервного копирования.
  • Подготовка документации. На этом этапе готовятся необходимые регламенты по обслуживанию системы резервного копирования, схема системы с указанием всех площадок и компонентов, регламенты резервирования и восстановления как отдельного компонента, так и сервиса целиком. Все эти документы вместе с подготовленными ранее предоставляются клиенту для согласования.

На этом подготовительный этап заканчивается. Его результатом становится комплект документации, который исчерпывающе описывает устройство и порядок работы системы резервного копирования, по которому можно оценить затраты на его внедрение и сопровождение, а также полноту покрытия рисков и обеспечения качества работы сервиса.
Записки сисадмина резервное копирование